СЕМИНАРЫ

7 декабря 2020 г. состоялся очередной семинар по гранту РНФ. Тема: Общие проблемы и перспективы цифровой трансформации системы муниципального управления в России. Докладчик - Волкова А.М.
Доклад был посвящен актуальным для России проблемам цифровой трансформации муниципального управления. В докладе рассматривались аспекты цифровизации системы местного самоуправлени, в частности, рассматривался проект "Центр управления регионом" на муниципальном уровне как новый принцип работы администрации городских округов с обращениями граждан. В докладе также был отмечены общие проблемы муниципального уровня управления: незначительная роль в российской публичной политике, фактическая финансовая зависимость МСУ, отсутствие единого подхода к внедрению ИТ-систем и проч. В качестве вывода в докладе был дан прогноз цифровой трансформации муниципального управления в России: при существующей тенденции огосударствления местного самоуправления, цифровизация муниципального управления будет происходить с подачи и при организационно-финансовом участии государственных органов власти.
Размер файла: 1.10 мб
Общие проблемы и перспективы цифровой трансформации системы муниципального управления в России_Волкова А.М.

9 ноября 2020 г. состоялся очередной семинар по гранту РНФ. Тема: Цифровой формат управления городом на примере работы платформы "Активный гражданин". Докладчик - Шиповалова Л.В.
В докладе была рассмотрена проблема определения цифрового формата управляемости как соответствующего задаче вовлечения активных граждан в управление и характера проблем, сопутствующих решению данной задачи. В докладе на основе анализа публикаций СМИ, правовой базы, постов в социальных сетях, полуструктурированных интервью с пользователями и экспертных интервью с представителями ДИТ мэрии Москвы рассматривался кейс программы реновации на платформе "Активный Гражданин". В докладе был отмечен социально-технический ландшафт цифровой платформы участия активных граждан, включающий акторов как из государственного сектора, так и гражданского общества; институциональный дизайн платформы "Активный гражданин". В докладе также были отмечены проблемы, связанные с решением задачи вовлечение граждан в управление и предложены способы их решения (в частности, введение "технологий внедрения", частным случаем которых является блокчейн).
Размер файла: 4.84 мб
Цифровой формат управления городом на примере работы платформы "Активный гражданин"_Шиповалова Л.В.

18 сентября 2020 г. состоялся очередной семинар по гранту РНФ. Тема: Факторы участия населения в электронных выборах. Докладчик - Рассказов С.В.
Доклад был посвящен влиянию информационных технологий и иных факторов на участие граждан в электронных выборах. В докладе рассматривались аспекты внедрения технологии блокчейн в финансовом секторе, бизнесе, здравоохранении, раскрыт потенциал технологии распределенного реестра как инструмента борьбы против бюрократии и коррупции, а также в качестве элемента выборной системы. В докладе также было упомянуто, что рассматриваемая информационная технология позволяет обеспечить более качественное удовлетворение потребностей, связанных со стабильностью и безопасностью общества/личности, ограничением действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию, поддержанием и повышением благополучия людей. В ходе дискуссии участники семинара отметили, что прогресс при внедрении блокчейн во многом зависит от государственной поддержки, заинтересованности участников рынка и актуальности социальных проблем.

1 июля 2020 состоялся очередной семинар по гранту РНФ. Тема: Методологические вопросы исследования дизайнов цифровизации публичного управления. Докладчик - Сморгунов Л.В.
В докладе был рассмотрен ряд основополагающих подходов к исследованию политических дизайнов цифровизации. В качестве базовых основоположений были названы конструктивизм, рациональность, перформативность, процессуальность и инструментальность. Также были рассмотрены отличия политических дизайнов от иных форм, в частности, дизайн политики основан на рациональных рассуждениях и знаниях о целях политики, ее инструментах, механизмах и на способностях их объединения; политический дизайн включает в себя человека и нацелен на человека; он отражает ценности; основан на диффузии политических целей и идей и иные аспекты. В качестве ключевых компонентов дизайна цифровизации публичного управления были названы стратегия цифровизации, институциональная структура, координационные механизмы, вовлечение стейкхолдеров, рычаги политики цифровизации, цифровые функции и платформы, мониторинг процесса цифровизации и координация с другими стратегиями.
Размер файла: 1.26 мб
Методологические вопросы исследования дизайнов цифровизации публичного управления_Сморгунов Л.В.

29 мая 2020 состоялся семинар по гранту РНФ. Тема: Институционализация внедрения цифровых технологий в публичное управление Германии. Докладчик - Волкова А.В.
Доклад был посвящен стратегии реализации формирования цифровой среды (Digitalisierung gestalten – Umsetzungsstrategie der Bundesregierung) федерального правительства, которая была принята в ноябре 2018 г. Данная стратегия создана, чтобы «сформировать» будущее цифровой трансформации, которую Германия предпримет в ближайшие годы. Основная цель стратегии – повышение качества жизни для всех граждан Германии, расширение возможностей развивать экономический и экологический потенциал и обеспечение социальной сплоченности. Докладчик также подчеркнул, что, согласно новой стратегии, электронное правительство в Германии должно характеризоваться следующими принципами: ориентацией на полезность для граждан, бизнеса и государственного управления; рентабельность и эффективность; защиту данных и кибербезопасность; социальное участие и прозрачность. В ходе доклада также было отмечено, что в Германии идет процесс активного внедрения инноваций в различные сектора публичной политики, в частности, 1 июня 2010 года были выпущены удостоверения личности нового поколения (eID), в ноябре 2005 года был разработан электронный паспорт, с июля 2011 года запущена платформа электронных торгов (XVergabe) и пр. Участники семинара отметили, что система существующих в Германии порталов для бизнеса и граждан позволяет судить о высоком уровне развития цифровой экономики и управления в ФРГ.

22 апреля 2020 г. состоялся очередной онлайн-семинар по гранту РНФ. Обсуждалась тема "Дизайны и институты цифровизации публичного управления". С докладами выступали К.А. Неверов, Л.В. Томин и Е.А. Тропинова. Состоялся обмен идеями.
Докладчики отметили, что в узком смысле под цифровизацией понимается преобразование информации в цифровую форму, которое в большинстве случаев ведет к снижению издержек, появлению новых возможностей и т. д.; в широком смысле – современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму и приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни. Цифровизация государственного управления – это процесс трансформации культуры, организации и взаимоотношений органов государственной власти с бизнесом и обществом посредством использования новых цифровых технологий (большие данные, Интернет, искусственный интеллект). Понимание процесса цифровизации как способа преобразования пространства государственного управления определяется не только ориентацией на большую чувствительность и подотчетность, но и ориентированной на граждан правительственной организацией. Также докладчики указали на тот факт, что в условиях цифровой трансформации публичной сферы актуализируются вопросы исследования потенциала алгоритмического управления. Алгократия как специфический политический порядок, регламентируемый технократическими принципами, отстаивает эффективность и легитимность применения алгоритмов в условиях цифровой демократии, что продиктовано их потенциалом в достижении политических целей, обеспечения процедурной справедливости. Алгоритм лежит в основе дизайна цифровой трансформации, выступает своеобразным ДНК, на котором надстраиваются политические, социальные и технологические процессы. В ходе дискуссии участники семинара пришли к выводу о том, что формируемые в структуре алгоритма социально-материальные ассамбляжи, в которых алгоритм и сформированная на его основе электронная платформа становятся актантами, обеспечивают формирование у акторов (граждан, чиновников и политических агентов) механизмов саморегуляции, которые, с одной стороны, рассеяны и не поддаются прямому контролю из-за нестабильности, рассеянности, рассредоточенности ассамбляжа, с другой – эти механизмы, посредством многократного повторения моделей поведения, заложенных в алгоритм, научают публичных акторов взаимодействию и решают общественно-политические задачи.

19 декабря 2019 г. состоялся очередной семинар по гранту 19-18-00210. Обсуждались итоги исследований по гранту в 2019 г., план работы на 2020 г., а также доклад К.С. Кондратенко "Цифровизация как преодоление неопределенности: теоретические аспекты и технологический прогноз".
Автор доклада полагает, что проникновение темы неопределенности в разные отрасли научного знания объясняется, прежде всего, распространением когнитивной методологии в сфере гуманитарных наук, а также процессами цифровизации. В докладе были представлены различные типы неопределенности, такие, как информационная, системная, психологическая и экзистенциальная неопределенность. В ходе доклада были рассмотрены основные тренды в области информационно-коммуникационных технологий, такие как компьютерные архитектуры и системы, телекоммуникационные технологии, технологии обработки и анализа информации, алгоритмы и программное обеспечение и др. В качестве вывода прозвучала идея о том, что «вторая волна» цифровизации направит усилия акторов, вовлеченных в этот мегатренд, на борьбу и преодоление системной неопределенности, которая, по аналогии с «первой волной», охватит временной период до 2050 года и также будет измеряться десятилетиями-«поколениями»: 2020-30 гг. – поколение Web 4.0; 2030-40 гг. – поколение Web 5.0; 2040-50 гг. – поколение Web 6.0. В ходе дискуссии участники пришли к выводу о том, что преодоление неопределенности будет играть ключевую роль в сфере информационно-коммуникационных технологий на любом этапе своего развития.

6 декабря 2019 г. на Всероссийской конференции РАПН 2019 г. "Политические траектории развития России: институты, акторы, проекты" (Москва, МПГУ) состоялась презентация исследования по гранту РНФ на ряде заседаний секций и на специальном круглом столе "Цифровое публичное управление и гражданское участие". В представлении результатов приняли участие участники гранта: Сморгунов Л.В., Волкова А.В., Кондратенко К.С., Неверов К.А., Васьков И.А., Каплуненко А.М.
Темы докладов по результатам исследования, проведенных в рамках гранта РНФ:
Балаян А. А., Томин Л. В. Технологии «общества контроля»: цифровая инфраструктура на службе автократий;
Васьков И. С. Цифровизация государственного управления и безопасность: природа дихотомии блага и опасностей ИКТ с позиции теории секьюритизации;
Волкова А. В. Цифровая гражданская бдительность как вызов государственной управляемости;
Каплуненко А. М. Сравнительный анализ моделей публичного управления, основанных на концепциях New Public Management, Good Governance, Algorithmic Governance;
Кондратенко К. С. Политическое управление в условиях цифровизации: основания и модели;
Неверов К. А. Конкурентно-кооперативная стратегия и блокчейн: политическое управление в эпоху четвертой промышленной революции.

28 ноября 2019 г. состоялся семинар по гранту РНФ. Обсуждался доклад доц. Рассказова С.В. "Принцип симметрии и его использование в социальных исследованиях" и выступление доц. Кондратенко К.С. "Стандарты внедрения информационных технологий".
Рассматривались вопросы работы по гранту. В основе используемой в докладе методологии лежит понятие «симметрии», под которой понимается инвариантность относительно некоторой группы преобразований. Были рассмотрены такие кейсы, как симметрии на валютном рынке, формирование фрактальной структуры на российском фондовом рынке, упреждающее обнаружение мультипликативной гармоники в индексе РТС перед дефолтом августа 1998 года и объявлением о «великой рецессии» в сентябре 2008 года, закон Ципфа, симметрия в котором заключается в неизменности вида функции на различных масштабах численности, гипотеза о сжатии социального времени и ускорении исторического процесса. В ходе дискуссии был сделан вывод о том, что представленные в данном докладе результаты подтверждают принципиальную возможность и перспективность применения принципа симметрии в социальных науках и практиках. Используя данный принцип в социальных и экономических исследованиях, следует ожидать выявления принципиально новых групп преобразований в сложных системах.

22 октября 2019 г. состоялся очередной семинар по гранту РНФ. Обсуждался доклад доц. Е.А. Тропиновой "Сетевые дизайны цифрового публичного управления: единство стратегий и вызовов управляемости".
Доклад строился на принципе реализации триады целей построения цифрового государства: информирование, получение публичных услуг и обеспечение гражданам возможности участвовать в жизнедеятельности государства. Как показал анализ принципов построения цифрового государства, проведенный докладчиком, в целом на данный момент доминирует технократический подход, при этом развитие цифрового государства, наряду с пропагандируемыми консьюмеристскими установками (высокое качество государственных услуг, сервис, «мобильность» и респонсивность в реагировании на запросы граждан), базируется на подходе interpretative evaluation, интерпретационной оценки. Интерпретационная оценка является результатом агрегированных оценок всех участников системы (проекта) на каждой стадии ее реализации, с целью улучшения общих показателей системы. В качестве вывода прозвучала идея о том, что технология строится на опыте стейкхолдеров, в результате их субъективной оценки (а не объективной делиберации). Согласно данному подходу, цифровое государство (как специфическая цифровая общественная система) рассматривает стейкхолдеров, вступающих или инициирующих взаимодействие на платформах, с двух позиций: с позиций потребителя и с позиций гражданина. В ходе дискуссии участники пришли к выводу о том, что индивидуальная удовлетворенность деятельностью цифрового государства имеет потенциал нарастать, если в существующем цифровом публичном поле будет преодолен принцип «доступа и разрешения», когда государство «сверху» предлагает алгоритмы информирования, получения публичных услуг и гражданского участия, и созданы возможности для «доступа и инициирования», которые предполагают использование распределенных сервисов.

30 мая 2019 г. состоялся очередной семинар по гранту РНФ. Обсуждался доклад проф. Шиповаловой Л.В. "Распределенное познание в цифровой культуре".
Опираясь на работы Х.Й. Райнбергера, Х. Дугласа, Э. Хатчинса и др., докладчик проводит связь между распределенным познанием и цифровой культурой. Так неограниченный объем контента, глобальный характер познания и неограниченные возможности привлечения новых участников в цифровой среде создают необходимые предпосылки для реализации распределенного познания, осуществляющегося коллективно, в естественной среде и опирающегося на взаимодействие экспертов и неэкспертов. В докладе было показано, что распределение познания включено в работу над объективностью, а сама эта работа связана с расширением круга познающих. Кроме того, было обнаружено, что расширение круга познающих за рамки научного сообщества, включение в распределенное познание дополнительных когнитивных способностей, обеспечивающих непосредственное опытное знание, необходимо в ситуации неопределенности и распределения рисков. В ходе дискуссии участники семинара пришли к выводу о том, что распределенное познание может иметь значение для практик социально-политических взаимодействий в цифровой среде, в которых производятся общественно значимые решения.

25 апреля 2019 г. состоялся первый семинар по гранту РНФ. Обсуждался доклад доц. Кондратенко К.С. "Методологический потенциал концепта сложного мышления для анализа цифровизации". Рассматривались вопросы организации работы по гранту.